Александр Васильевич Суворов

Мировые деятели и учёные.
Аватара пользователя
Sergey
Масон
Масон
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 30 янв 2016, 12:04
Откуда: Алматы
Контактная информация:

Александр Васильевич Суворов

Сообщение Sergey » 22 мар 2018, 07:06

Народный герой, человек непревзойденной славы, генералиссимус Александр
Васильевич Суворов - вот кто должен открыть собой рад знаменитых русских
деятелей-масонов.
Нет нужды останавливаться на изложении внешних событий жизни Суворова:
деятельность его - военные походы, блестящие подвиги - изучена и рассказана
биографами этого великого человека во всех подробностях. Интереснее другая
сторона его жизни: тот внутренний храм, который он себе создал в противовес
окружавшей его обстановке и который тщательно оберегал от постороннего
взора.
Странности его характера сделались историческим достоянием, многие
слова вошли в поговорку. Но тот, кто ближе мог и хотел приглядеться к
Суворову, легко убеждался, что странностями он лишь прикрывал свои
достоинства. И сам Суворов признавался, что говорил правду шутками и
звериным языком.
С детства проявляя необыкновенную склонность к чтению, он не утратил ее
в продолжении всей жизни (об этом свидетельствует хотя бы громадная сумма -
300 рублей, - которую он тратил ежегодно на заграничные газеты). Суворов не
был обыкновенным военным человеком своего времени. Поскольку это было
возможным, он умел примирять служебные обязанности с проявлением терпимости
и человечности. Хорошо известны рассказы об его аскетическом образе жизни, о
том, что он легко переносил невзгоды, деля все лишения с солдатами и
принимая участие наряду с другими во всех работах, и не по чувствительности,
а в силу правильно осознанного народного духа он сумел заменить палочную
дисциплину дисциплиной, основанной на совести.
Эти своеобразные отношения внутреннего подчинения и сознание долга он
поддерживал в своих воинских частях и по воцарении Павла I, поклонника
немецкой муштры и железной дисциплины. Независимое поведение Суворова и
послужило поводом к его бедствиям.
То, что в сознании Суворова быть военным не означало быть жестоким, он
показал во время борьбы с конфедератами в 1769 году. Путь к замирению
восставшего края Суворов видел в мягком и заботливом отношении к "мирным"
обывателям и в энергичных наступательных действиях против повстанцев. Он
принял все меры к тому, чтобы поддержать добрые отношения с местным
населением, и не допускал войска до грабежей. К конфедератам,
сложившим.оружие, он проявлял большую мягкость, считая, что "благоприятие
раскаявшихся возмутителей пользует более нашим интересам, нежели разлитие
крови".
В другой раз, в самый разгар Семилетний войны, когда при нападении на
Берлин казаки захватали красивого мальчика, Суворов взял его к себе,
заботился о нем во время похода и, как только стало возможно, известил мать
о том, что сын ее находится в безопасности, предложил оставить его у себя,
обещая заботиться как о собственном сыне.
В связи с этими поступками Суворова чрезвычайно любопытно вспомнить
слова, сказанные им живописцу Миллеру: "Ваша кисть изобразит черты лица
моего: они видимы, но внутренний человек во мне скрыт... Трепещу, но люблю
моего ближнего, в жизнь мою никого не сделал я несчастным, не подписал ни
одного смертного приговора, не раздавил моею рукой ни одного насекомого,
бывал мал, бывал велик!"
Это второе, внутреннее лицо Суворова, скрытое от всех, и может
объяснить ряд его поступков и черт его характера, которые не имели прямой
связи с обстоятельствами его внешней жизни. Того же порядка и принадлежность
Суворова к братству вольных каменщиков. Именно эта важная деталь его
биографии освещена в литературе чрезвычайно слабо. Один из его биографов
упоминает о существовании известий, будто Суворов посещал прусские масонские
ложи. Автор допускает такую возможность ввиду любознательности Суворова, но
сомневается в том, что сам он когда-либо был масоном.
Высказанное автором сомнение лишено всякой основательности. Суворов,
молодой офицер, не будучи посвященным, конечно, не мог бы посещать собраний
ложи масонов. В истории масонства такие исключения известны лишь по
отношению к коронованным особам. Но, с другой стороны, существование такого
рода известий чрезвычайно важно и только увеличивает значение данных,
сравнительно недавно обнаруженных в архиве Великой Национальной Ложи Трех
Глобусов в Берлине и не проникших, по-видимому, до сего времени в печать. На
основании их принадлежность Суворова к масонству устанавливается с большой
достоверностью.
Суворов был посвящен и произведен в третью степень - мастера - в
Петербурге. Посвящение его относится, по всей вероятности, к последним годам
царствования Елизаветы. Его нельзя назвать случайным - такое предположение
не соответствовало бы складу характера этого своеобразного человека, тем
более, что Суворов не ограничился вступлением в братство, а прошел ряд
масонских степеней.
Оно не было и следствием общего увлечения. В то время масонство не
завоевало еще симпатий широких слоев русского общества, и Суворов, приняв
посвящение, сделался одним из первых по времени русских вольных каменщиков.
Затем, находясь в Пруссии во время Семилетней войны и навещая в Кенигсберге
своего отца, он был 27 января 1761 года произведен в шотландские мастера.
Известно, что с этого дня до отъезда из Кенигсберга в начале 1762 года,
Суворов числился членом ложи. В списке ее членов, представленном 16 марта
1761 года в Ложу Трех Глобусов, за № 6 значится Александр Суворов.
Этим ограничиваются сведения о его участии в работах братства вольных
каменщиков. Несомненно, однако, что он всю жизнь следовал той масонской
нравственности, которой отличалось современное ему масонское общество. Черты
характера общечеловеческого, усвоенные Суворовым, - крайняя религиозность,
борьба со своими страстями, из которой он всегда выходил победителем,
лояльность, сознание своего долга - были особенно характерны для масонства
этого периода. А потому слова завещания Суворова, обращенные к потомству
"Всякое дело начинать с благословением Божьим, до издыхания быть верным
Государю и Отечеству, убегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать
славы чрез истину и добродетель, которые суть моим символом", - могут быть
приняты за его масонский катехизис.
Если при сравнительной скудности данных о чисто масонской деятельности
Суворова нет оснований утверждать, что его характер сложился под
непосредственным влиянием учения вольных каменщиков (скорее всего, это было
простым совпадением его душевной склонности с общемасонским миропониманием),
то, во всяком случае, эта открывшаяся новая черта в биографии Суворова не
состоит ни в каком противоречии с общим обликом замечательного человека.

Изображение
Образованное и развитое общество, это будущее человечества.Изображение

Вернуться в «Личности в масонстве»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость